bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Душа и магия дудука, или Дживан Гаспарян в БКЗ
Своими впечатлениями от концерта делятся наш специальный корреспондент Вячеслав ТУМАЛАНОВ и фотограф Константин КОНДРУХОВ.
Дудук – армянский народный музыкальный инструмент. Цирапанох, «душа абрикосового дерева», так называют дудук в Армении. Дживан Гаспарян – самый популярный исполнитель на дудуке, фактически сделавший этот инструмент всемирно известным, а народную армянскую музыку, исполненную на нём, знаменитой по всему миру. Логично, что приезд маэстро Дживана в Томск сам по себе является настоящей сенсацией, и претендует на главное городское музыкальное событие этого года, а может, и нескольких лет. Два раза переносилась дата концерта, изначально планировавшегося вовсе в апреле. И, тем не менее, несмотря на все преграды, 7 июня Дживан Гаспарян выступил на сцене БКЗ.



Неудивительно, что выступление маэстро вызвало немалый ажиотаж среди томской армянской диаспоры. Соотечественники Дживана Гаспаряна составляли немалую часть зрителей. Для армян дудук считается инструментом почти священным. Так же неудивительно, что и концерт начался как раз с исполнения народных армянских мелодий. Маэстро при аккомпанементе своего внука, Дживана Гаспаряна младшего, обладателя особого приза ЮНЕСКО, а также Васгена Маскаряна на бас-дудуке и Армена Газаряна на сопрано-дудуке познакомили зал с глубочайшими традициями и древнейшей историей народа Армении через звучание главного народного инструмента этой страны.

Дудук не стал бы столь популярным во всем мире, если бы не его уникальное звучание, доступное и понятное каждому. И традиционные армянские мелодии легко трогали душу всех присутствовавших на концерте, независимо от национальной принадлежности. Лёгкое, но в то же время глубокое звучание 4-х дудуков под сводами БКЗ создавало ощущение прикосновения к чему-то сакральному и вечному, неизбывному. Словно звучащий в крови каждого голос предков, голос всех предыдущих поколений и прорывающаяся через него песня чьей-то одинокой души, души каждого отдельного человека, бессмертной, летящей сквозь бесконечный поток времени. Души плачущей и смеющейся, скорбящей и ликующей одновременно.



Такая универсальность этого инструмента открывает перед исполнителем, а значит и перед слушателем, безграничный простор для фантазии и интерпретации мирового музыкального наследия, что маэстро и приехавшие с ним музыканты продемонстрировали во второй части концерта. img_1044Неожиданное исполнение джазового стандарта «Summertime», а также всем известных «Ave Maria» и «O sole mio» заставило зрителей изрядно оживиться. Тем более что и состав музыкантов на сцене дополнился Акопом Джагаспаняном, профессором Ереванской консерватории, и его гитарой, а также Робертом Дурунтсом с народным армянским ударным инструментом дхолом и Зурабом Хованисяном, занявшим место за ионикой. Ансамбль инструментов зазвучал громко и размашисто, появление новых инструментов способствовало тому, что под следующие номера программы легко можно было пуститься и в пляс.



Ещё одним доказательством универсальности дудука стало исполнение маленького отрывка из саундтрека к оскароносному фильму «Гладиатор». Стоит сказать, что за исполнение музыки к этому фильму и сам Дживан Гаспарян удостоился премии Американской киноакадемии. Порадовал Дживан Гаспарян своих поклонников не только игрой на дудуке, но и даже своим пением, исполнив этническую армянскую песню «Mayrik» («Мама»)



Закончился же концерт исполнением попурри из популярных русских песен. «Эй, ухнем», «Калинка-малинка» и «Ой, цветёт калина» звучали в новой обработке действительно непривычно. Символичное исполнение таких популярных русских песен народными армянскими инструментами было призвано подчеркнуть вечную дружбу русского и армянского народов. Настоящий пример для утверждения «Музыка объединяет». Ведь Дживан Гаспарян – живой пример того, как музыка может стать для всего мира возможностью прикоснуться к незнакомой и чужой культуре, проникнуться ею и полюбить её. Может быть в таком, культурном, обмене как раз и заключён путь к миру во всём мире.

Источник