bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

МУЗЫКА ЛАПЛАНДИИ
lapl web


16 ЯНВАРЯ | 19:00 | БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

МУЗЫКА ЛАПЛАНДИИ

КУПИТЬ БИЛЕТ

КОНЦЕРТ АБОНЕМЕНТА № 3 «Музыка МИРА» (сезон 20/21)

Маэстро Михаил Грановский и оркестр расшифруют тайный музыкальный код Северной Европы.

О загадочной стране Лапландии, где живет Снежная Королева, мы знаем с самого детства. Туда стремилась попасть Герда, чтобы вызволить из ледяного плена своего названного брата Кая. Все, кто читал сказку Г.-Х. Андерсена, помнят, что путь этот лежал через северные просторы России, Финляндии, Швеции и Норвегии.

Посетить сказочную Лапландию предлагает маэстро Михаил Грановский. Вместе с Томским академическим симфоническим оркестром и солистом Московской филармонии Сергеем Поспеловым (скрипка) он раскроет тайный музыкальный код Северной Европы с помощью произведений Э. Грига, Я. Сибелиуса, Ю. Свенсена - национальных героев Норвегии, Финляндии, Швеции.

В программу концерта из филармонического абонемента «Музыка мира» (сезон 20/21) включено и произведение шведа Хуго Альвена – автор его назвал «Торжество летнего солнце стояния» (1903), а польские спецслужбы – «Шведской рапсодией». Они действительно до 1998 года использовали ее в качестве позывного. Фрагмент этой же «Рапсодии» можно услышать в композиции «Lazy» рок-группы Deep Purple или в фильме «Великолепная афера» (2003) Ридли Скотта.

Лауреат первых премий нескольких международных конкурсов в Москве, Праге, Неаполе Сергей Поспелов будет солировать в Концерте для скрипки с оркестром ре минор Яна Сибелиуса. В этом (одном из сложнейших!) произведении скрипичной литературы автор показал решительно все, на что способна скрипка, а также вложил в нее свои разбившиеся мечты стать виртуозом-скрипачом. Еще в одном сочинении – «Каприччио» датчанина Нильса Гаде будет солировать скрипка Поспелова.

Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель и главный дирижер Михаил ГРАНОВСКИЙ

Солист - Сергей ПОСПЕЛОВ, скрипка (г. Москва)

Ведущий - Евгений ШЕВЕЛЁВ

В программе:
Юхан Северин Свенсен. «Карнавал норвежских художников» ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В ТОМСКЕ
Ян Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром ре минор ре минор в трех частях:
I. Allegro moderato
II. Adagio di molto
III. Allegro, ma non tanto
Эдвард Хагерул Григ. «Пер Гюнт»,1-я сюита из музыки к драме Г. Ибсена в четырех частях:
I. «Утреннее настроение»
II. «Смерть Озе»
III. «Танец Анитры»
IV. «В пещере горного короля»
Нильс Вильгельм Гаде. Каприччио для скрипки с оркестром ля минор ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В ТОМСКЕ
Хуго Эмиль Альвен. Шведская рапсодия № 1 ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В ТОМСКЕ


Pospelov.jpg

Талантливый, харизматичный, смелый, современный.

Столичный скрипач Сергей Поспелов впервые выступит на сцене Большого концертного зала Филармонии вместе с Томским оркестром. Его скрипка итальянского мастера XVIII века Андре Гальяно будет солировать в Концерте ре минор Сибелиуса и «Каприччио» Гаде.

Оба сочинения – невероятно красивая музыка. Мелодичная и даже романтичная. Однако в музыкальном мире Концерт Сибелиуса считается одним из самых сложных (с точки зрения технического исполнения). Не многие скрипачи-солисты играют это произведение. Поспелов включил Концерт в гастрольный репертуар.

Сегодня критики называют Сергея Поспелова одним из самых перспективных молодых музыкантов своего поколения. Он родился на Юге - в Ростове-на-Дону. Дебютным сочинением с оркестром стал Концерт Мендельсона, который солист играл в 11 лет. Получив самое престижное для нашей станы образование в Московской консерватории имени П.И. Чайковского, с 2017 года скрипач является ассистентом класса своего учителя - народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача, в своей alma mater.

Три года назад Поспелов создал свой «Московский камерный оркестр». Первое выступление коллектива состоялось в музее заповеднике Царицыно в Екатериненском зале. Успех был настолько сильным, что через месяц оркестр вышел на сцену Большого зала Московской консерватории.

Томск планировал встречу с Сергеем Поспеловым в апреле прошлого года. Скрипач должен был стать солистом в программе «Пасторальная». Однако пандемия скорректировала планы и оркестра, и солиста. Но также подарила новую возможность для встречи – 16 января в концерте «Музыка Лапландии».



Sibelius.jpg

Он собрал все свои рукописи в корзину для белья и сжег их на открытом огне в гостиной.
Сто лет назад американцы называли его «Новым Бетховеном».
Он спасался алкоголем и писал музыку божественной красоты.
Его лицо стало символом 100 финских марок.

Ян Сибелиус – самый известный финский композитор, который подарил миру алмаз скрипичного исполнительства. Труднее его скрипичного Концерта ре минор до сих пор не знает мировая музыкальная литература.

Дитя одиночества, музыка может выжить только за счет толпы.
Партитура, в отличие от романа, должна быть исполнена – тогда сочинение живет.
Это знал Ян Сибелиус, которого очень любители в Америке на рубеже 20-30-х годов прошлого века, а на своей родине он был забыт.

В 60 лет он написал в своем дневнике: «Изоляция и одиночество ведут меня к отчаянию. Выжить мне помогает алкоголь… Мой авторитет здесь упал ниже низкого. Невозможно работать. Если бы только был выход». Увы, в последние годы жизни он не видел выхода и в 1940-м году, в своем загородном доме он устроил аутодафе.

В музыке Сибелиуса – экзальтированное отношение к красоте природы. Но это болезненное отношение к красоте часто дает дорогу внутреннему страху. Алкогольные метания композитора между величием и ненавистью к себе давали неожиданные выплески в музыке и в письменных признаниях. «На мгновение Бог открывает свою дверь, и Его оркестр играет Пятую симфонию», - писал Сибелиус о своей Пятой симфонии.

Композитором он стал потому, что не стал скрипачом, хотя с детства мечтал о карьере скрипача-виртуоза. В 12 лет ему приснился сон, что он виртуозно играет на скрипке. Позже этот сон воплотился в единственный скрипичный концерт. «Все еще существует часть меня, стремящееся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом», - признавался композитор в 1903-м году, когда задумал написать Концерт для скрипки ре минор.



Gade.jpg

Датский органист, скрипач и дирижер.
Крупнейший датский композитор XIX века Нильс Вильгельм Гаде.

Его кантата «Эльверскуд» уже в наши дни была включена в Датский культурный канон (108 лучших произведений искусства, официально признанных национальным достоянием), а Роберт Шуман в свое время посвятил музыканту «Северную песню».

Музыкальные критики считают Нильса Гаде крупнейшим национальным композитором – по сути датским музыкальным королем. Он любил и мог себе позволить «капризничать» в музыке и тем самым способствовал расцвету жанра «каприччио».

Нильс Гаде родился в семье гитарного мастера, и, получив музыкальное образование у композитора Берггрена, стал скрипачом в Датском королевском оркестре.

Первая симфония дебютанта была одобрена самим Мендельсоном. После ее исполнения с оркестром Гевандхауза (Лейпциг) Мендельсон пригласил Гаде стать вторым дирижёром коллектива. Карьера музыканта пошла ввысь – оркестр под его управлением исполнял премьеры сочинений автора «Свадебного марша». В перспективе датский музыкант должен был стать преемником Мендельсона, но начавшаяся Датско-прусская война вынудила его вернуться на родину.

В Копенгагене Гаде возглавил национальное музыкальное общество, при котором организовал хор и оркестр. После музыкант занял пост директора Копенгагенской консерватории, где под его началом получили образование, в частности, композиторы Григ и Нильсен.

Музыкальное наследие Нильса Гаде насчитывает 8 симфоний, несколько увертюр, концерт для скрипки с оркестром, камерную и балетную музыку, произведения для фортепиано и органа, а также ряд кантат.



Svensen.jpg

Карьеру композитора и дирижера он сделал благодаря… травме руки.
Он стал одним из двух композиторов Норвегии XIX века, получавших пожизненную стипендию правительства страны.
Без жены он прожил 13 дней. Первая – в гневе сожгла рукопись его симфонии, вторая – родила троих наследников.
Благодаря его стараниям мир знает композитора Грига, а он сам написал гимн знаменитого Норвежского карнавала художников.

Игре на скрипке, флейте и кларнете его научил отец. С 12 лет Юхан Свенсен сочинял и грезил о карьере музыканта. Солировал на скрипке, играл в оркестре и даже получил поддержку богатого покровителя, которая помогла юному дарованию поступить в Лейпцигскую консерваторию.

Но… несчастный случай изменил планы Свенсена. Травмировав руку, он был вынужден переключиться на обучение композиции. Его дирижерский дебют состоялся в 1867 в Осло. И это была Первая симфония Свенсена. В тот день норвежец выступил в двух ипостасях: и как руководитель оркестра, и как композитор.

Вскоре в жизни Свенсена произойдет еще одно важнейшее событие – знакомство с Эдвардом Григом. Их дружба стала основой для Музыкального общества. В кратчайшее время эта организация становится центром концертной жизни не только Кристиании (ныне - Осло), но и всей Норвегии. Опытный в практических делах Свенсен стал человеком, которого бы сегодня назвали генеральным продюсером. В первый же сезон Общество дало 11 симфонических концертов. Все выступления под управлением Грига и Свенсена имели безоговорочный успех. С 1874 года специальным постановлением норвежского правительства оба композитора получали ежегодную пожизненную стипендию в 1600 крон. По тем временам на эту сумму вполне можно было существовать безбедно.

Гастролируя в Нью-Йорке, Юхан Свенсен впервые женился. Супругой композитора стала Сара Леветт Шмит. Спустя 10 лет брака в их отношениях возникло напряжение, и в 1883 году в порыве ярости Сара бросила в разожжённый камин единственную копию его Третьей симфонии. Это стало трагедией для композитора, которого музыкальное сообщество уже признало выдающимся симфонистом.

Больше маэстро Свенсен симфоний не писал.

Он расстался с первое женой и через 13 дней женился на Джульете Хаасе, которая родила ему троих детей и прожила с ним до конца его жизни.

Музыкальный мир знает Свенсена как крупнейшего норвежского симфониста, одного из основоположников национальной композиторской школы. Испытав значительное влияние немецкого музыкального романтизма, Свенсен стал автором первых норвежских симфоний на народные темы. Его перу, кроме двух симфоний, принадлежат четыре Норвежские рапсодии, много музыки к театральным постановкам, камерные сочинения. 16 января 2021 года томичи услышат его «Норвежский карнавал художников». Сочинение, овеянное слухами и догадками…



Grig.jpg

Сегодня музыка Эдварда Грига из сюиты к драме «Пер Гюнт» звучит чаще, чем ставятся спектакли по одноименной пьесе Ибсена. Это любимая музыка Дениса Мацуева, которую он играет на джазовых вечерах. А известный пианист и дирижер Михаил Плетнев купил вертолет, чтобы летать «в гости к Григу».

… Летним утром 1858 года к даче консула Александра Грига в Бергене прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль – «норвежский Паганини» - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу во время гастролей в Европе и Америке. Узнав, что 15-летний сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль. Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом», сказал Булль, когда Григ окончил играть.

Это был первый успех будущего композитора и пианиста, который прославил не только свое имя, но и свою страну. Музыка Грига поставила музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы. «Я почерпнул, - говорил композитор, богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, пытался создать национальное искусство».

Эдвард Григ принадлежит к очень небольшой группе композиторов, мелодии которых у множества людей всегда на слуху. Первые свои произведения он исполнил для широкой публики на выпускном экзамене в Лейпцигской консерватории в 1862 году.

Первым поклонником и настоящим ценителем творчества молодого норвежца стал автор сказки о Снежной королеве, которая жила в Лапландии – Ганс Христиан Андресен. Их встреча состоялась весной 1863 года в Копенгагене. Знакомство Грига с «королем сказок» стало для молодого талантливого композитора, пианиста и дирижера серьезной духовной поддержкой. В результате их многолетней дружбы появился сборник романсов «Мелодия сердца», который был посвящен известному сказочнику. Намного позже произведения из сборника исполняла жена Грига – Нина Хагеруп Григ.

Но самое значительное и, пожалуй, самое популярное сочинение Грига связано с именем другого великого норвежца — Генрика Ибсена. В январе 1874 года Григ получил письмо от драматурга. Знаменитый писатель предлагал композитору написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Образ героя драмы Ибсен взял из норвежского фольклора, но простую, бесхитростную сказку он сделал философским произведением и одновременно социальной сатирой. Великий драматург придал сказочному норвежцу Перу черты современного ему человека. Его Пер Гюнт смел и обаятелен. Однако он лишен цельности, которую так ценил Ибсен в древних героях Скандинавии.

Григ загорелся, хотя и понимал, что задача, которую поставил перед ним драматург, не вполне отвечает характеру его творчества, его индивидуальности. И все-таки успех новой постановки «Пера Гюнта» был грандиозным. Спектакль шел тридцать шесть раз подряд, и публика всегда вызывала драматурга и композитора. Всем очень понравилась музыка. В печати о Григе говорили как о равноправном создателе спектакля.


Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 300-1000 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: 20-20-72, 20-20-62
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения