bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ДИАЛОГ
DLG_web_2.jpg 

pushkin_100x100_05.jpg

КОНЦЕРТ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ в режиме online на сайте Филармонии

20 МАРТА | 18:00 | БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

ДИАЛОГ

КУПИТЬ БИЛЕТ

Купить билет по ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ

КОНЦЕРТ АБОНЕМЕНТА № 3 «Круглая дата»

Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Дирижёр - художественный руководитель и главный дирижер Михаил ГРАНОВСКИЙ

Художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский в концерте абонемента «Круглая дата» объединил музыку двух композиторов, чьи юбилеи пришлись на нынешний год – Александра Скрябина и Родиона Щедрина.

Томские меломаны отметят 150-летие автора «Божественной поэмы» и 90-летие создателя «Кармен-сюиты». Именно эти два сочинения-эмблемы вступят в диалог со слушателями от имени композиторов-юбиляров.

Свою Третью симфонию (1903) Александр Скрябин назвал «Божественной поэмой». В ней раскрылось мастерство композитора и как драматурга. Симфония, названная «Божественной поэмой», описывала развитие человеческого духа и состояла из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». По словам критика Оссовского, слушателям казалось, что композитор «возвещает в искусстве новую эру».

В 2022 году исполняется 55 лет с момента премьеры «Кармен-сюиты», которую композитор посвятил своей жене, знаменитой балерине Майи Плисецкой. В предлагаемом концерте прозвучит «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина - транскрипция фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных.

В программе:
Бизе-Щедрин. «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных)
Скрябин. «Божественная поэма» в 3-х частях
dial_news_web2.jpg

«Кармен-сюита» Родиона Щедрина – балет струнных и ударных


Артисты группы ударных инструментов Томского академического симфонического оркестра во время исполнения «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина будут не только музицировать, но и танцевать.

Приступая к работе над балетом, Родион Щедрин отмечал, что ему предстояло «решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Жоржа Бизе. В первом случае эту задачу могли бы решить лишь струнные инструменты, во втором – ударные. Так сложился состав оркестра – струнные и ударные».

Музыка ударных – это музыка действия! «Ударные» жесты, практически хореографические приёмы «погашения» звука и перемещение от одного инструмента к другому – игра ударников-исполнителей выглядит как пластическая импровизация, театральное действо, балет.

Импульсивный выразительный «балет» ударных подчёркивает относительная статичность струнных. Если посмотреть на любую из групп оркестра в момент игры, то именно движения и жесты ударников максимально исчерпывающе передают характер, настроение, темпо-ритмическую составляющую произведения.

Кстати, почти балетная выразительность сценического жеста ударников в «Кармен-сюите» стала результатом совместной работы Щедрина и ударника Государственного академического Большого театра Огородникова. Музыканты создали гениальную «ударную» оркестровку, максимально удобную для исполнителей.

«Кармен-сюита» Родиона Щедрина в исполнении группы ударных инструментов и струнно-смычковой группы Томского академического симфонического оркестра прозвучит на концерте «Диалог» 20 марта в Большом концертном зале.

«Божественная поэма» Александра Скрябина станет вторым произведением, которое будет исполнено на концерте «Диалог».

Купить билет, в том числе по Пушкинской карте



zel.jpg

Томич Сергей Зеленкин играл «Кармен-сюиту» для Майи Плисецкой в присутствии автора – Родиона Щедрина

Несколько лет творческой биографии народного артиста России, скрипача, экс-концертмейстера Томского симфонического оркестра Сергея Зеленкина связаны с Новосибирским оркестром под управлением легендарного маэстро Арнольда Каца.

Именно в этот период, в далеком 1965 году, на сцене концертного зала имени Чайковского впервые выступал сибирский оркестр. И играл он «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. В числе скрипачей того оркестра был наш Сергей Зеленкин.

- Тот концерт был полностью посвящен творчеству Родиона Щедрина, - вспоминает Сергей Зеленкин. – В первом отделении мы играли фортепианный концерт № 1, за роялем сидел автор. Родион Константинович – прекрасный пианист. У него отличная школа, начинал у Гехтмана, а в консерватории его педагогом был Глиэр. Когда мы завершили, он встал, поклонился сначала Майе Плисецкой, которая сидела в ложе, потом залу… Все второе отделение было посвящено исполнению «Кармен-сюиты». Родион Константинович остался доволен. Аплодировала и Майя Михайловна.

Внимательный читатель обратил внимание, что сибиряки сыграли «Кармен-сюиту» раньше премьеры одноактного балета в Большом театре. Она состоялась лишь в 1967 году, и дирижером-постановщиком был Геннадий Рождественский.

А 20 марта 2022 года Сергей Зеленкин в составе струнной группы вновь будет исполнять «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. На этот раз томичи смогут услышать самые яркие фрагменты мега-популярной оперы Ж. Бизе в необычной аранжировке – для ударных и струнных инструментов. За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Михаил Грановский, ученик Геннадия Рождественского.

«Божественная поэма» – философия в музыке

Третья симфония Александра Скрябина – одно из высших достижений русской симфонической музыки – не звучала в Томске почти четверть века.

Томский академический симфонический оркестр исполнит её в юбилейный для композитора год – в 2022-м музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения Скрябина.

Выдающийся русский композитор Александр Скрябин вошёл в историю и как философ, идеи которого напрямую выражались в музыке.

На программный замысел Симфонии № 3 указывает подзаголовок – «Божественная поэма». В литературной программе к премьере Татьяна Шлёцер, вторая жена композитора, прекрасно понимавшая музыку супруга и его философские искания, подробно рассказывает о каждой части произведения – «Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра».

Премьера «Божественной поэмы» состоялась весной 1905 года в Париже в театре «Шатле», дирижировал Третьей симфонией Артур Никиш, один из величайших дирижёров того времени. Произведение произвело на публику «ошеломляющее, грандиозное действие». Слушателям казалось, что композитор этой симфонией «возвещает в искусстве новую эру».

Для исполнения этого масштабного полотна в Томске задействован огромный состав оркестра. Дирижировать «Божественной поэмой» будет художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский.

Михаил Грановский о гениальном композиторе, его творении и предстоящем концерте:

– Мировоззрение Скрябина, его философия – это стремление творческого духа в заоблачные выси, соединение со Вселенной, отождествление творческого духа с духом Божиим.

Это, конечно, очень смелое утверждение, но Скрябин был одержим этой идеей. И здесь, в этой Симфонии, его философская концепция нашла прямое отражение.

Эта Симфония – концепция духовного пути и ощущение себя космосом во Вселенной. Вот такими категориями мыслил Скрябин.

Считается, что Скрябин стоит особняком в истории русской музыки.
Поэтому публика, которая придёт на концерт, обязательно почувствует невероятную атмосферу и энергетику композитора. Это и взрывные порывы души, и оазисы тишины, нирваны, райский сад, где слышен птичий щебет, и огромные кульминации, достигающие поистине громадных размеров.

«Божественная поэма» Александра Скрябина прозвучит в Большом концертном зале Томской филармонии в ближайшее воскресенье 20 марта.

Спешите КУПИТЬ БИЛЕТ, сделать это можно в том числе и по Пушкинской карте



gran_sched_web.jpg

Творческая дружба Михаила Грановского и Родиона Щедрина длится много лет

«Я изучал эту партитуру «Кармен-сюиты» Щедрина в консерватории. И, конечно, я ее очень хорошо знаю. Но дирижирую это сочинение впервые. Для меня это – событие, новое интересное соприкосновение с музыкой Родиона Щедрина».
Михаил Грановский, художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра

Уже завтра, 20 марта 2022 года в Большом концертном зале филармонии Томский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Грановского исполнит «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина. Музыку балета для ударных и струнных по опере Жоржа Бизе «Кармен», которая неизменно производит сильнейшее впечатление на зрителей.

Накануне концерта Михаил Грановский рассказал о том, что уже много лет лично знаком с композитором и не раз исполнял его произведения в присутствии автора.

Оба – выпускники Хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), только выпускались, естественно, в разное время. Так, Родион Щедрин окончил училище в 1950 году, а Михаил Грановский – спустя 39 лет – в 1989-м. Однако это не помешало их встрече, знакомству и дальнейшей совместной работе.

Михаил Грановский о личном знакомстве с Родионом Щедриным:

– Несмотря на сорокалетнюю разницу между нашими выпусками, я всегда ощущал какую-то общность с Родионом Константиновичем. Во-первых, композитор был частым гостем училища, и мы исполняли очень много его хоровых произведений. Вспоминаются его хоровые шедевры, в которых я принимал участие как артист хора и как дирижёр: 2 хора на стихи Пушкина, поэма «Казнь Пугачёва», 4 хора на стихи Твардовского (гениальный «К вам, павшие» оттуда), потрясающий концерт для оркестра «Озорные частушки» и многое другое.

Во-вторых, постоянно устраивались какие-то творческие встречи с ним, в том числе и на телевидении. Помню, как на одной из таких встреч я играл на рояле его пьесу «В подражание Альбенису» в присутствии автора.

И так получается, что время от времени я вижусь с Родионом Константиновичем: то в Мариинском театре (был под большим впечатлением от его оперы «Левша»), то в Московской консерватории – и нам всегда есть, о чём поговорить. Это композитор, который мне близок не только своим творчеством, но и общими корнями в творческом становлении.

Кстати, мой наставник на хоровом факультете консерватории профессор Борис Григорьевич Тевлин был настоящим пропагандистом творчества Щедрина, впервые исполнил его хоровую оперу «Боярыня Морозова».

А мой учитель на симфоническом факультете профессор Геннадий Николаевич Рождественский был первым исполнителем «Кармен-сюиты» на премьере балета в Большом театре в 1967 году.

Купить билет, в том числе по Пушкинской карте, и соприкоснуться с легендарной музыкой.



tarelka_web.jpg

В партитуре «Кармен-сюиты» для ударных и струнных инструментов задействованы очень редкие инструменты. И они будут звучать 20 марта в БКЗ

«Кармен-сюита» Родиона Щедрина – не только услада для слуха любителей красивой музыки, но и самый настоящий учебник для профессионалов.

Это произведение уже много лет является хрестоматийным для ударников, дирижёров и композиторов. По нему музыканты изучают, какими выразительными средствами обладают те или иные ударные музыкальные инструменты и как их можно соединять друг с другом.

Музыкальные находки Щедрина удивительны и гениальны!

У художественного руководителя и главного дирижёра Томского академического симфонического оркестра Михаила Грановского «Кармен-сюита» всегда вызывала восхищение:

– В этой партитуре поражаешься совершенно уникальной изобретательности композитора по соединению тембров ударных инструментов, тому, как он сам слышит эту партитуру Бизе. Это же потрясающе! Щедрин своим внутренним слухом уловил такие тембры, которые, безусловно, Бизе не мог даже представить.

В исполнении «Кармен-сюиты» задействовано огромное количество ударных инструментов, в числе которых редкие для симфонического оркестра 60-х годов ХХ века – бонги, маримба, вибрафон, чокало, гуиро, чарльстон, фруста и другие. Предложены новые приемы исполнения, например, гвоздём по тарелке и там-таму. Все они будут звучать и на сцене Большого концертного зала Томской филармонии.

Послушать эту версию Щедрина популярнейшей оперы Жоржа Бизе «Кармен» можно уже в это воскресенье 20 марта в концерте «Диалог».

Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 300-900 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: 20-20-72, 20-20-62
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения