bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ДЯГИЛЕВ. РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ТОМСКЕ
dyag_web_online.jpg

КОНЦЕРТ ПРОХОДИТ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «НОЧЬ ИСКУССТВ-2021»

4 НОЯБРЯ | 22:00 | ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ

ДЯГИЛЕВ. РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ТОМСКЕ
 
 
Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Главный дирижер и художественный руководитель Михаил ГРАНОВСКИЙ

Солисты:
Герман УКОЛОВ (фортепиано, Новосибирск)
Семён ПРОМОЕ (скрипка, Томск)


Русские сезонысамые успешные и самые известные в мире гастроли, которые продолжались с 1907 по 1929 год. Их вдохновителем, организатором и неизменным руководителем был Сергей Дягилев, чье 150-летие со дня рождения мир отметит в следующем году. Успех Русских сезонов напрямую связан с этой уникальной личностью, которого на заре ХХ века отечественная пресса называла «нашим интендантом от музыки», а сегодня каждая энциклопедия пишет о нем, как об одном из величайших мировых культурных деятелей начала XX века.

Такой человек обязан был появиться — чтобы русское искусство не осталось в пределах национальных границ, а шагнуло в Европу. И он появился: выпускник Санкт-Петербургского университета, заняв должность редактора «Ежегодника императорских театров», Дягилев реформировал не только само издание, но и всю гастрольную деятельность Императорских театров, да и весь театральный мир. Можно сказать, что он придумал весь современный пиар.

Масштаб мышления этого человека поражал: Дягилев привлек с сотрудничеству гениальных людей своего времени – композиторов Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Рахманинова, художников – Л. Бакста, А. Бенуа, В. Серова, И. Билибина, Н. Гончарову, хореографов – Дж. Баланчина, М. Фокина, артистов балета – А. Павлову, Т. Карсавину, И. Рубинштейн, С. Лифаря, В. Нежинского, из певцов – Ф. Шаляпина. Через искусство оперы, балета, живописи он рассказывал Европе и Америке об искусстве России, с ее национальными традициями и авангардными настроениями начала ХХ века.

Спустя почти сто лет после завершения этого масштабного проекта Томский академический симфонический оркестр во главе с его художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Грановским решили напомнить слушателям о Русских сезонах.  В программу включены «Половецкие пляски» А. Бородина, которые были представлены во Франции в 1909 году, «Шахеразада» Н. Римского-Корсакова, декорации и костюмы к которой делались по эскизам Л. Бакста, а также Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. На долю Римского-Корсакова выпала самая значительная волна оваций парижской публики, а среди молодых композиторов лучше других парижане «расслышали» Рахманинова.
 
В программе:
Бородин. Половецкие пляски
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» в 4-х частях

Эту музыку знают все.

Эта музыка нравится всем.

Эта музыка не может не нравиться!

Темпераментные «Половецкие пляски» Александра Бородина. Грандиозный Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Изысканная «Шехеразада» Римского-Корсакова. Такими будут «Русские сезоны в Томске», объединенные фамилией Сергея Дягилева.

- Такая программа не могла не родиться в год 150-летия выдающегося антрепренера, прославившего русское искусство на весь мир, - рассказывает об идее концерта дирижер Михаил Грановский. - «Половецкие пляски» в постановке хореографа Михаила Фокина открыли в 1909 году первый балетный сезон дягилевской антрепризы в Париже. В этом же году Сергей Рахманинов написал свой гениальный Третий концерт. В рамках дягилевских сезонов он не прозвучал - во время «Исторических русских концертов» в Париже композитор исполнил свой Второй концерт. Но я уверен, что если бы Дягилев полностью не переключился на «Русские балетные сезоны», он наверняка бы пригласил Рахманинова и с Третьим концертом тоже. Мы исполним его вместе с ярким пианистом, лауреатом международных конкурсов, дважды обладателем премии Президента России Германом Уколовым.

«Шехеразада» Римского-Корсакова стала гвоздем вторых «Русских сезонов» в Париже. Сочинение, навеянное «Сказками 1001 ночи», в музыкальном мире считается своего рода хрестоматией для любого симфонического оркестра.

- По «Шехеразаде» можно оценивать уровень оркестра, так как в ней практически каждый музыкант чувствует себя одновременно и солистом, и частью симфонического целого, - поясняет Михаил Грановский. - Это масштабное произведение предъявляет коллективу большие творческие задачи и загадки, которые и предстоит нам решить (уже не в первый раз) с ощущением благоговения и счастья исполнять эту великую музыку!

Возможны изменения