bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Такой лирический Чайковский
ChDn 03

«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где он живет; до какой степени я его уважаю».

Эти слова Антон Павлович Чехов сказал о своем современнике Петре Ильиче Чайковском. Так думают миллионы поклонников композитора по всему мира. И это не просто красивые слова. Чайковского знают и любят - без преувеличения - на всех континентах. По сведениям ЮНЕСКО Петр Ильич – самый исполняемый автор в мире, каждую минуту в каком-нибудь уголке планеты звучит его музыка.

В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения выдающегося композитора. По случаю памятной даты Филармония пригласила томичей полистать лирический дневник Чайковского: композитора и удивительного человека. Звучащими страницами этого «авторского откровения » стали романсы и инструментальные пьесы в исполнении филармонических солистов - инструменталистов и вокалистов, а также фрагменты его писем и дневников.

ChDn 01

ChDn 02

ChDn 06

ChDn 04

Режиссер концерта «Чайковский: лирический дневник», музыковед Вера Тимофеева пригласила гостей вечера на виртуальную прогулку по дому-усадьбе Петра Ильича Чайковского в Клину. Каждый его уголок Вере Сергеевне знаком: в годы учебы в консерватории она проводила реальные экскурсии по музею, где всё максимально сохранено в таком виде, каким было при жизни композитора.

Обстановка, в которой рос, жил и творил Чайковский, предметы, которыми он себя окружал – такой же ключ к пониманию композитора, как и его дневниковые записи, дружеская переписка.

В числе таких бытовых деталей, например, рабочий стол Чайковского: простой и строгий, расположенный в спальне у окна. За ним была написаны последние сочинения - Симфония № 6, опера «Иоланта», цикл романсов на стихи поэта
Д. Ратгауза. Чайковский проводил за работой долгие часы. «Иногда вдохновение ускользает, не дается. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм», - говорил сам Чайковский о творческом процессе.

Шкафы с книгами. Композитор читал на языке оригинала итальянских, французских, английских авторов. Читать любил с карандашом в руке, делал пометки. Если полистать эти книги, можно понять, о чем размышлял композитор, какие мысли его занимали.

В просторной прихожей, которая сегодня превращена в мемориальную комнату, личные вещи Чайковского. В том числе мантия почетного доктора Кембриджского университета. По заведенной традиции те, кто были выдвинуты в почетные доктора музыки, исполняли свои произведения. Чайковский в Кембридже дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».

На стене кабинета–гостиной фотографии членов семьи: матери и отца, сестер, братьев. Петр Ильич был любимым и желанным ребенком. Но тоньше и правильнее остальных понимала будущего композитора гувернантка-француженка Фанни Дюрбах. Она рано подметила, что маленький Петя не похож на других детей: нервный, хрупкий, ранимый, часто жалуется на музыку, которая постоянно звучит в его голове. И называла своего воспитанника «стеклянным мальчиком».

В кабинете-гостиной Чайковского до сих пор хранятся ноты его любимого композитора – Моцарта. Здесь же – ноты самого Петра Ильича, выпущенные его другом-издателем Петром Ивановичем Юргенсоном. Надо отметить, что Юргенсон, веря в талант композитора, начал издавать сочинения Чайковского задолго до того, как его музыка приобрела настоящую известность в России.

Среди нотных изданий, притаившихся в кабинете-гостиной, знаменитые «Времена года». На концерте в Органном зале прозвучали «Январь», «Апрель», «Октябрь» и «Декабрь» из этого цикла в исполнении пианистки Светланы Чудаковой. К русской природе композитор, по его же собственному признанию, питал особые чувства. «Прогулка летом по России в деревне, по полям, по степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревья вдали, скромная церквушка, словом все, что составляет убогий, русский, родимый пейзаж», - признавался Чайковский.

ChDn 05

ChDn 07

ChDn 08

ChDn 09

ChDn 10

ChDn 11

ChDn 12

Приглашением в музыку П.И. Чайковского стали часто звучащие в доме композитора его известнейшие романсы – в прекрасном исполнении Екатерины Клеменс, Юлии Шинкевич, Ирины Макаровой и Вячеслава Клименко, фрагменты из опер «Чародейка» и «Иоланта». Проникновенно и тепло звучала виолончель Светланы Голярчук в знаменитом «Ноктюрне»…

На протяжении всего творческого пути Чайковский искал скрытый смысл жизни, исследовал, как Художник, её судьбоносные противоположности: свет и тень, добро и зло, жизнь и смерть. Наверное, не случайно в последние свои годы Чайковский увлекся философскими учениями Бенедикта Спинозы. Тот утверждал, что главное счастье – в познании, созерцании Бога, в том, чтобы человек почувствовал себя единым целым с миром. И ровно это же ощущение гармонии рождает музыка Петра Ильича Чайковского, впечатлившая и объединившая весь мир.