bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ГЁТЕ В МУЗЫКЕ


pushkin_100x100_04.jpg

УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ! КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ ТОМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ РАБОТАЮТ В ФОРМАТЕ COVID-FREE


КОНЦЕРТ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ в режиме online на сайте Филармонии

20 ФЕВРАЛЯ | 18:00 | БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

ГЁТЕ В МУЗЫКЕ


КОНЦЕРТ АБОНЕМЕНТА №4 «Литература в музыке»


Программа:

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827)
Увертюра «Эгмонт»

Роберт ШУМАН (1810-1856)
Увертюра «Герман и Доротея»
(ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В ТОМСКЕ)

Поль ДЮКА (1865-1935)
Симфоническое скерцо «Ученик чародея»

Гектор БЕРЛИОЗ (1803-1869)
Симфонический триптих из драматической легенды «Осуждение Фауста»:
«Венгерский марш»
«Балет сильфов»
«Менуэт блуждающих огней»

Шарль Франсуа ГУНО (1818-1893)
Каватина Валентина из оперы «Фауст»

Генрик ВЕНЯВСКИЙ (1835-1880)
Блестящая фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» для скрипки с оркестром

Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Михаил ГРАНОВСКИЙ

Солисты:
Семён ПРОМОЕ, скрипка
Евгений ШТЕЙНМИЛЛЕР, баритон

Литературный ведущий – Евгений ШЕВЕЛЁВ

Продолжительность: 1,5 часа без антракта.

Многие исследователи творчества утверждают, что Гёте был «человеком зрения», более того, обладал мыслящим зрением, что логично, ведь он был естествоиспытателем. Шиллеру Гёте признавался, что «он видит идею». «Но с полным правом мы можем считать Гёте человеком слуха», - утверждал известный литературовед Алексей Аствацатуров.

Жизнь поэта невозможно представить без музыки. Его мать музицировала на фортепиано, в доме постоянно устраивались музыкальные вечера. До самой старости Гёте играл на рояле, без труда читал партитуры, был знаком с некоторыми композиторами. Музыка наложила отпечаток и на его поэтический строй. В зрелые годы, когда Гёте руководил Веймарским театром, он был в курсе всех оперных и вокальных новинок.

С другой стороны, весь девятнадцатый век в музыке проходил под влиянием литературного творчества И.В. Гёте. Нет ни одного сколько-нибудь крупного композитора, который бы обошел вниманием его поэзию. Только к трагедии «Фауст» обращались Бетховен, Вагнер, Шуман, Шуберт, Гуно, Мендельсон, Бойто и другие.

Художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский тему «Гёте в музыке» предлагает рассмотреть через призму произведений Людвига ван Бетховена, Поля Дюка, Роберта Шумана, Гектора Берлиоза и Генрика Венявского. Среди заявленных сочинений есть те, что давно значатся в репертуаре оркестра, а есть редко исполняемые, как Увертюра «Герман и Доротея» Шумана.






Три сочинения концерта «Гете в музыке» имеют отношение к «Фаусту».


А что мы знаем о «Фаусте», Гёте и его безграничном влиянии на музыку? К сюжету «Фауста» обращались девять композиторов XIX века, в том числе Бетховен, Вагнер, Шуман, Шуберт, Гуно, Мендельсон, Бойто. Но обратимся к самому автору трагедии. «Моцарту надо было писать музыку к «Фаусту…», - писал Гёте в письме к Эккерману в феврале 1829 года, - Моцарту, а не Бетховену».

Что имел в виду автор поэтического шедевра? Неполноту восприятия трагедии, однобокость интерпретации. Композиторы-романтики сделали крен в сторону глубокомыслия и высоких отношений, упустив или «не заметив» редкого, но характерного для Гёте сочетания серьезного и несерьезного, площадного смеха в трагедии мыслителя. Ко второй части «Фауста» из всех композиторов-романтиков обратились только двое – Роберт Шуман, положив на музыку финал «Фауста» и Густав Малер в Восьмой симфонии – и сделали естественный для них упор на возвышенно-патетической, священной стороне текста.

Между тем, сама фигура доктора Фауста – в немецкой культуре неоднозначна. Исторический Фауст, живший в 1480-1541 годах, был ученым и шарлатаном. О нем в 1587 году во Франкфурте вышла книга «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого кудесника и чернокнижника». У Гёте этот Фауст дан в народной традиции – как персонаж балаганного кукольного представления. Но для немцев XVIII века, то есть современников Гёте, Фауст – воплощение неутолимой тяги к знанию. И эта тема пережита Гёте как никем! Его «Фауст» охватывает все бытие. В нем внешнему сюжету отведена второстепенная роль, а на первом плане – сюжет о самосовершенствовании, а это на языке Гёте – любовь, (и эрос в том числе), и смерть (или бессмертие).

Вот почему Сталин сравнил поэму Горького «Девушка и смерть» с трагедией Гёте, несправедливо принизив последнюю: «Девушка и смерть» будет посильнее, чем «Фауст» Гёте».

«Гете в музыке» - концерт-открытие для Томска мелодичности поэта. Симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Грановского исполнит сочинения великих академических композиторов, которые творили под влиянием литературы Гете. 20 февраля в БКЗ «Гете в музыке».

Проведите этот воскресный вечер в компании высокой музыки!

КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе по «Пушкинской карте» прямо сейчас 

faust_web_02.jpg

Гёте, без сомнения, был и остается властителем умов. Вот только две цитаты, которые говорят о степени и глубине его влияния на всю мировую культуру.

«Пушкин – наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара – Гёте. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV–XVII веках. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах». – Сергей Довлатов. «Заповедник».

«Да вы и оперы не слышали» - Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Булгаков и Довлатов обращаются к имени Гёте из своего ХХ века к кумиру века XVIII через кумиров XIX века - Александра Пушкина и Шарля Гуно.

Если сравнить Гёте с Пушкиным очевидно: оба стали реформаторами литературного языка, один – немецкого, другой русского; оба властвовали в поэзии и над поэзией; поэзия для них – послушный способ выражения мысли (для Гёте – именно мысли, ибо он считал себя философом), то цитату Булгакова надо пояснить.

Имеется в виду опера «Фауст» Шарля Гуно. Эту фразу Мастер адресует Ивану Бездомному при первом знакомстве в больничной палате клиники Стравинского. Заметьте, писатель упрекает поэта не в том, что тот не читал трагедии «Фауст» Гёте, а в том, что не слышал оперы. Именно опера сделала творение Гёте невероятно популярным, – одна из любимых опер Михаила Булгакова, которую он слушал 41 раз (!).

К чему привело не знание оперы, написанной на сюжет о докторе Фаусте и Мефистофеле – сказано у Булгакова в начале романа. Начитанный Михаил Берлиоз лишился головы, а нечитавший великого Гёте Иван Бездомный оказался в клинике для душевнобольных.

Три сочинения концерта «Гёте в музыке», 20 февраля в БКЗ Томской филармонии имеют отношение к «Фаусту».

Симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Грановского исполнит сочинения великих академических композиторов, которые творили под влиянием литературы Гёте. 20 февраля в БКЗ «Гёте в музыке».

Проведите этот воскресный вечер в компании высокой музыки!

КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе по «Пушкинской карте» прямо сейчас



faust_soc2_04.jpg

Что общего между Микки Маусом Уолта Диснея, оскароносным Николасом Кейджем и танцовщиком Михаилом Фокиным?

14 строф о незадачливом ученике чародея, сочиненных Иоганном Вольфгангом Гёте в 1797 году.

В стихотворении Гёте ученик чародея, воспользовавшись отлучкой хозяина, повелевает старой метле облачиться в лохмотья, отрастить голову и руки, взять ведро, принести воды и приготовить ему ванну. Ожившая метла наполняет водой не только ванну, но и любой сосуд в доме. Ученик не может вспомнить заклятье, снимающее чары, что приводит к настоящему потопу. Он разрубает несчастную метлу топором… Но в итоге получаются две ожившие метлы. Наконец, чародей возвращается и спасает ученика, отправив метлу в шкаф, где она стояла прежде, и повелев ей выходить оттуда лишь по зову подлинного хозяина.

Поэзия Гете прошла сквозь столетия, обретя свое бессмертие в музыке Поля Дюка, балете Михаила Фокина, мультипликации Уолта Диснея, фильме Джона Тёртлтауба и Джерри Брукхаймера, где главную роль сыграл Николас Кейдж.

faust_soc2_01.jpg

Первый БАЛЕТ с вращающейся сценой

Спустя ровно сто лет французский композитор, музыкальный критик и педагог Поль Дюка пишет 10-минутное скерцо на этот сюжет. Великолепная оркестровка и превосходное чувство ритма, особенно заметное в задорном «марше мётел», быстро принесли этому произведению огромную популярность. Оно было переложено для фортепиано Виктором Стаубом и Люсьеном Гарбаном для духового оркестра М.Х. Хиндли. В 1916 году известный русский танцовщик Михаил Фокин поставил одноименный балет на музыку Поля Дюка. По воспоминаниям Фокина, в этой работе он впервые использовал вращающуюся сцену, при этом «сцена заполнялась водой (воду изображали танцовщики); вода старалась поглотить ученика чародея, однако затем, когда появлялся сам чародей, вода отступала».

faust_soc2_02.jpg

Первый СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ звук в мультипликации

Летом 1937 года, обедая в ресторане «Чейзен» на Беверли-Хиллс, король анимации Уолт Дисней пригласил за свой стол знаменитого дирижёра Леопольда Стоковски, и, словно по волшебству, у них родился необыкновенный замысел. На роль незадачливого ученика они пригласили… Микки Мауса. Идея совместить анимацию с классической музыкой приняла более масштабные пропорции – так родилась «Фантазия». Специально для фильма была разработана многоканальная система воспроизведения звука под названием Fantasound: «Фантазия» стала первым фильмом, вышедшим в коммерческий прокат со стереофоническим звуком. В наши дни фильм остаётся памятником творческим амбициям Диснея.

faust_soc2_03.jpg

МЕЧТА ДЕТСТВА Николаса Кейджа

В 2000-м году к сюжету Гёте обратился еще один поклонник «Ученика Чародея» – оскароносный актер Николас Кейдж. Он захотел сыграть в фильме, наполненном магией, свой выбор он остановил на «Ученике Чародея», потому что с детства был влюблен в этот мультфильм и в музыку Поля Дюка. Фильм вышел в прокат в 2010 году.

GT_soc.jpg

УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ в филармонии

20 февраля 2022 года на сцене Большого концертного зала Томской филармонии сюжет Гёте оживет под волшебной дирижерской палочкой Михаила Грановского, когда Томский академическим симфонический оркестр исполнит под его управлением музыку Поля Дюка - Симфоническое скерцо «Ученик чародея».

КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе по «Пушкинской карте», сейчас

 
Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 300-900 руб.
Возрастная категория: 6+
Кассы: 20-20-72, 20-20-62
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения