«Русь, куда ж несёшься ты?»: на этот вопрос ответит музыка
Маэстро Михаил Грановский о выборе композиторов и произведенийМы начинаем серию публикаций о концерте Томского симфонического оркестра
«Русь, куда ж несёшься ты?», который состоится 24 мая в Большом концертном зале Филармонии.
«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительный концерт
абонемента «Круглая дата», автором которого является художественный руководитель и главный дирижёр
Михаил Грановский.В первом отделении будут исполнены «Русская увертюра» Виссариона
Шебалина и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Германа
Галынина, во втором – «Озорные частушки» Родиона
Щедрина и «Петрушка» Игоря
Стравинского.
Согласно концепции абонемента, все композиторы, чьи произведения прозвучат на концерте – юбиляры 2022 года. В декабре
Родион Щедрин отпразднует своё 90-летие, в марте исполнилось
100 лет со дня рождения Германа Галынина, в июне -
140 лет со дня рождения Игоря Стравинского и
120 лет, как появился на свет Виссарион Шебалин.
Михаил Грановский о своём выборе композиторов и произведений:
– В этой программе есть два абсолютных шедевра, которые в особом представлении не нуждаются – это «Озорные частушки» Родиона
Щедрина и «Петрушка» Игоря
Стравинского.
Виссарион
Шебалин также является очень важной фигурой в истории нашей культуры. Исполнив его «Русскую увертюру», мы, таким образом, отдадим дань памяти этому замечательному композитору, который, кстати, был ректором Московской консерватории в тяжёлые для всей нашей страны военные и послевоенные годы.
В последнее время я достаточно часто прибегаю к исполнению сочинений, связанных с кругом Николая
Мясковского. Так вот и Виссарион
Шебалин и ещё один композитор нашей программы Герман
Галынин были его учениками. Николай Яковлевич – выдающаяся фигура, о которой вспоминают редко, к сожалению. А то, что он сделал, будучи главой московской композиторской школы советского периода, переоценить трудно. Николай
Мясковский – и сам блестящий композитор, написавший 27 симфоний, и талантливый педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся композиторов. Я считаю, что его надо вспоминать, надо исполнять и его музыку, и музыку его последователей.
Партию фортепиано в произведении Германа
Галанина исполнит известный талантливый пианист
Филипп Копачевский (Москва).
Михаил Грановский о выборе пианиста:
–
Филипп Копачевский – замечательный пианист, один из лидеров своего поколения пианистов, и я очень рад, что он согласился специально для Томска выучить концерт Германа
Галынина и уже скоро приедет в Томск радовать нас своим искусством.
Концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Купить билет на концерт и присоединиться к поздравлению выдающихся композиторов с их юбилеями!Билеты на концерт также доступны к покупке по Пушкинской карте.ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из архивов Томской филармонии
Музыкальное открытие для томского слушателя
Сочинение ученика Дмитрия Шостаковича и Николая МясковскогоГерман Галынин рано остался без родителей, рос в детском доме, самостоятельно научился играть на нескольких народных инструментах и фортепиано. Талантливого музыканта сначала зачислили в музыкальное училище, а затем в Московскую консерваторию. Творческий путь
Германа Галынина был коротким, но это не помешало ему стать одним из самых ярких композиторов послевоенного времени.
В серии публикаций о концерте
«Русь, куда ж несёшься ты?», который состоится 24 мая в Большом концертном зале Филармонии мы поговорим о Концерте № 1 для фортепиано с оркестром
Германа Галынина, который прозвучит в исполнении
Томского академического симфонического оркестра под руководством художественного руководителя и главного дирижёра
Михаила Грановского и пианиста
Филиппа Копачевского (Москва).
«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительный концерт
абонемента «Круглая дата». 30 марта 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения
Германа Галынина – ученика Дмитрия
Шостаковича и Николая
Мясковского.
Несмотря на то, что Первый фортепианный концерт является одним из самых известных сочинений
Германа Галынина, информацию о том, звучал ли он ранее в Томске, как и другие произведения композитора, найти не удалось, поэтому можно говорить о том, что для широкой публики это точно будет премьера.
– Герману Галынину посвящена одна из глав книги воспоминаний Евгения Светланова (
советского и российского дирижёра, композитора, пианиста, публициста. – Прим. автора), – рассказывает
Михаил Грановский. – Евгений Светланов пишет о том, что когда он учился в Московской консерватории, то лидером этого поколения был Герман Галынин, что он был настоящим авторитетом для всех, кто тогда учился.
– В этой же главе Евгений Светланов вспоминает о премьере Первого фортепианного концерта, – продолжает
Михаил Григорьевич. – Это было в Малом зале Консерватории. И несмотря на то, что в первый раз сочинение прозвучало без оркестра, эта музыка оказала большое воздействие на него и на всех, кто тогда был в зале: все считали, что они присутствуют при рождении серьёзного и важного сочинения.
Купить билет на концерт, в том числе по «Пушкинской карте», и стать свидетелями премьеры значимого произведения в Томске.Концерт
«Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из открытых информационных источников
Филипп Копачевский: Концерт Галынина выучил специально для ТомскаМолодой солист Московской филармонии, лауреат многих престижных международных конкурсов пианистов
Филипп Копачевский (Москва) в Томске был много раз. Выступал и сольно, и в ансамблях, в том числе со своими коллегами по проекту Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны»
Александром Раммом, Павлом Милюковым, Иваном Почекиным. В прошлом, 2021 году, пианист впервые работал с
Томским академическим симфоническим оркестром, за дирижёрским пультом был художественный руководитель и главный дирижёр
Михаил Грановский, играли редко исполняемый Четвёртый концерт Сергея
Рахманинова.
– Я очень рад нашей новой встрече, тем более, что в программе снова будет музыкальная редкость – Концерт для фортепиано с оркестром Германа Галынина – советского композитора, чья музыка сейчас звучит несправедливо мало, – рассказал в преддверии концерта Филипп Копачевский. – Его я играю впервые и выучил специально для Томска.
Этот произведение стало для вас открытием?– Да, про концерт Галынина я впервые услышал именно в тот момент, когда получил предложение исполнить его в Томске. К своему стыду, раньше я не был знаком с творчеством этого композитора, который, вероятно, был в тени более крупных музыкальных имён того времени – Прокофьева и Шостаковича. Надеюсь, что после Томска будет возможность сыграть этот концерт и в других городах.
Для Томская вы – желанный гость, а вам нравится здесь?– Каждый приезд в Томск для меня – большое удовольствие и событие, публика всегда встречает очень тепло и восприимчиво реагирует не только на популярную музыку, но и на репертуарные раритеты, что всегда приятно любому исполнителю.
Помогли ли вам факты из биографии композитора в исполнении его произведения – погрузиться, понять, настроиться?– Познакомиться с биографией композитора всегда полезно музыканту, хотя иногда творчество композитора являлось для него же эскапизмом (побегом от реальности. – Прим. автора). На мой взгляд, это справедливо по отношению к Галынину. Несмотря на тяжёлую судьбу Галынина (детство в детском доме, беспризорничество, психиатрическое расстройство в последствии), в его Концерте очень много света, наивности в хорошем смысле слова. А во второй части возникает любопытная игра свето-тени, мажора-минора, светлого и трагичного.
Вы нередко называете себя человеком настроения и говорите о том, что от вашего настроения зависит исполнение. С каким настроением ожидать вас на томской сцене?– Для меня каждый концерт – уникален, каждый концерт – событие. На своём опыте я отметил, что пока артист относится к своему выходу на сцену именно так, не позволяя обыденности поглотить вдохновение, то и для публики концерт непременно остаётся запоминающимся. Кроме того, нет ничего интересного в том, чтобы играть одно и то же сочинение одинаково: я всегда стараюсь найти что-то новое, даже в часто исполняемой музыке. В этот раз, как и всегда, надеюсь, привезти в Томск отличное настроение и поделиться им со зрителями!
Филипп Копачевский – специальный гость программы
«Русь, куда ж несёшься ты?» абонемента
«Круглая дата», концерт проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Купить билет, в том числе, по Пушкинской карте, и совершить своё музыкальное открытие!ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из личного архива Филиппа КОПАЧЕВСКОГО
Филипп Копачевский: «Каждую свободную минуту я провожу с дочерью»В жизни
Филиппа Копачевского, молодого солиста Московской филармонии, лауреата многих престижных международных конкурсов пианистов, семья и дружеское общение всегда занимали важное место. В декабре 2021 года музыкант стал папой. И с тех пор каждую свободную минуту он стремится проводить с дочерью.
– Стараюсь не пропустить её детство и новые навыки, – делится пианист. – Более того, за свои 5 месяцев она уже посетила 4 моих концерта, была со мной на гастролях, познакомилась с маэстро
Владимиром Спиваковым, полетала на самолёте. И всегда с большим интересом наблюдает за моими руками во время занятий на рояле.
А ещё малышке нравится наблюдать за тем, как папа готовит, а её маме – пробовать новые блюда. Кулинарный талант музыканта также ценят его друзья.
– Я люблю готовить что-нибудь простое, но необычное для своей семьи и друзей, когда они приходят в гости, – рассказывает
Филипп Копачевский. – В кулинарии мне всё интересно, особенно стейки, паста, закуски из средиземноморской кухни.
В числе любимых увлечений пианиста, которые также разделяют его жена и друзья – настольные и компьютерные игры.
– Тот же футбол, в который я раньше играл на спортивных площадках, теперь мне гораздо больше нравится на экране телевизора, – говорит
Филипп Копачевский.
Исполнительский талант пианиста способен заворожить огромный зал и пробудить в публике самые лучшие чувства.
Купить билет на концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» с участием Филиппа Копачевского, прекрасного исполнителя, одного из лидеров своего поколения пианистов.«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительная программа абонемента
«Круглая дата», которая проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из личного архива Филиппа КОПАЧЕВСКОГО
На концерт в Томске приедет внучка известного композитораЕкатерина Лебеденко – внучка известного композитора
Виссариона Шебалина – приедет послушать «Русскую увертюру» своего деда в исполнении
Томского академического симфонического оркестра.
Это произведение откроет программу
«Русь, куда ж несёшься ты?». Концерт станет финальным мероприятием
абонемента «Круглая дата», включающим знаковые произведения композиторов-юбиляров. Юбилей Виссариона
Шебалина как раз приходится на 2022 год – в июне исполнится 120 лет со дня его рождения.
Внучка композитора
Екатерина Лебеденко многое делает для увековечивания имени своего родственника. И, кстати, этот визит в Томск для неё будет не первым.
– Виссарион
Шебалин был педагогом Эдисона
Денисова – выдающегося композитора современности, родившегося в Томске, – рассказывает автор абонемента «Круглая дата», художественный руководитель и главный дирижёр
Михаил Грановский. – В 2019 году мы делали крупнейший гала-концерт к юбилею знаменитого томича
(в рамках Международного музыкального фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова». – Прим. автора). Узнав о том, что в программе будут не только произведения Эдисона
Денисова, но и, в частности, сочинение его педагога, внучка Виссариона
Шебалина приехала в Томск. Так мы и познакомились, и с тех пор поддерживаем связь. Я точно знаю, что Екатерина Николаевна снова приедет в Томск на концерт «Русь, куда ж несёшься ты?».
«Русская увертюра» Виссариона
Шебалина звучит нечасто, и это делает концерт ещё более ценным и значимым не только для наследников композитора и ценителей его творчества, но и для всех любителей симфонической музыки.
– В прошлый раз, в 2019 году, мы исполняли Концертино для скрипки с оркестром Виссариона
Шебалина, после этого мне очень захотелось исполнить что-то ещё из его сочинений, и случай предоставился. – продолжает
Михаил Грановский.
Купить билет на концерт, в том числе по «Пушкинской карте», и занять место в зале вместе с внучкой выдающегося композитора.Концерт
«Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФотографии предоставлены Детской музыкальной школой имени В.Я. Шебалина (Москва)
Виссарион Шебалин писал музыку под светом коптящих… помадТри года назад – после исполнения Концертино для скрипки с оркестром Виссариона
Шебалина в Томске – внучка композитора
Екатерина Лебеденко подарила книгу о нём художественному руководителю и главному дирижёру
Михаилу Грановскому.
В этой книге напечатана удивительная история создания «Русской увертюры», которая прозвучит в Большом концертном зале Томской филармонии 24 мая на концерте
«Русь, куда ж несёшься ты?».– Это произведение было написано в 1941 году во время начавшейся Великой отечественной войны, – рассказывает обладатель книги о Виссарионе Шебалине
Михаил Грановский. – В тот момент Виссарион Шебалин находился в эвакуации в Свердловске
(с 1991 года – Екатеринбург. – Прим. автора) – вместе со своей женой и её родителями. Оказавшись там, он стал преподавать в Свердловской консерватории. Ему предоставили квартиру на Шарташской улице, где получали комнаты и квартиры артисты театров и другие работники культурной сферы. И тогда – осенью-зимой 1941 года – была очень тяжёлая обстановка, в частности, электроэнергию подавали исключительно с 11 часов вечера до 2-х часов ночи. Что делал Виссарион Шебалин? Он покупал в магазине помаду и жёг её, чтобы был свет. И вот так при свете этих коптилок – причём коптилки получились с прекрасными ароматами – родились «Русская увертюра» и Струнный квартет.
Кстати, после того как композитор ответил на вопрос продавщицы, для чего ему помада, этот товар мгновенно исчез с прилавка, и, возможно, многие другие жители Свердловска сделали свои важные дела благодаря бытовой находке талантливого музыканта.
Купить билет прямо сейчас, в том числе по «Пушкинской карте», и послушать музыку, от которой веет прекрасным ароматом.Концерт
«Русь, куда ж несёшься ты?» является заключительным мероприятием абонемента
«Круглая дата» и проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФотографии предоставлены внучкой композитора Марией Лебеденко и из открытых источников
«Озорные частушки» в подарок юбиляру Томская филармония готовит подарок ко дню рождения Родиона ЩедринаРодин Щедрин, композитор, который уже при жизни считается классиком отечественной музыки, 16 декабря 2022 года отметит своё 90-летие. И это – прекрасный повод для того, чтобы поздравить юбиляра исполнением его произведения. Более того – для таких событий у Томской филармонии есть специальный
абонемент «Круглая дата».В текущем концертном сезоне этот цикл завершит программа
«Русь, куда ж несёшься ты?» Сочинение Родиона
Щедрина, которое уже совсем скоро прозвучит на сцене Большого концертного зала Томской филармонии, уже вошло в историю мировой музыки. Речь о Концерте для оркестра № 1 «Озорные частушки».
Несмотря на то, что этому произведению уже почти 60 лет, оно до сих пор звучит свежо, ярко и увлекательно. Всего 8 минут музыки, но зато каких! «Озорные частушки» завораживает своими ритмами и красками.
Концерт для оркестра «Озорные частушки» написан в 1963 году. Это – ранний период творчества Родиона
Щедрина. Большую роль в этот период играет фольклор. В основе произведения – синтез традиций фольклора, джаза и академической оркестровой музыки.
– Потрясающее произведение, поражающее композиторской изобретательностью Родина
Щедрина, его творческими находками, тому, что он сумел выдумать! – делится впечатлением художественный руководитель и главный дирижёр
Томского симфонического оркестра Михаил Грановский.Мы уже рассказывали о том, что
Михаила Грановского и Родиона
Щедрина много лет связывает творческая дружба. Михаил Григорьевич всегда с большим удовольствием исполняет музыку Родиона Константиновича,
а будучи студентом Хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), выпускником и частым гостем которого является Родион
Щедрин, нередко делал это в присутствии автора.
Купить билет прямо сейчас, в том числе по «Пушкинской карте».ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из открытых информационных источников
Томский симфонический оркестр исполнит любимый балет маэстроВо втором отделении концерта
«Русь, куда ж несёшься ты?» прозвучат два шедевра мировой музыки, написанных русскими композиторами, один из них – балет «Петрушка» Игоря
Стравинского.
Художественный руководитель и главный дирижёр
Томского симфонического оркестра Михаил Грановский включил это произведение в
абонементный цикл «Круглая дата» как дань уважения и памяти композитору: в 2022 году исполняется 140 лет со дня его рождения.
– Игорь Стравинский – это титан музыки 20 века не только в России, но и в мире, – объясняет свой выбор
Михаил Грановский. – Его тройчатка балетов – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» – вошла в историю мирового балета. Этими произведениями он также вписал своё имя золотыми буквами в историю «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева.
– Если говорить о «Петрушке», то это мой любимый балет, – продолжает маэстро. – Поражает удивительная изобразительность этой музыки, будто ты зримо присутствуешь на праздничных масленичных гуляниях, или следишь за всеми перипетиями сюжета из жизни Петрушки. Я уже дирижировал этим балетом – его первой редакцией 1911 года, написанной для огромного – четверного – состава оркестра. Это было в Новосибирске.
В Томске прозвучит более популярная версия «Петрушки» 1947 года, которая также была написана самим композитором хоть и для меньшего состава, но при этом осталась не менее сложной для исполнения.
– Вообще, наличие в репертуаре «Петрушки» – это определённый знак качества оркестра, – говорит Михаил Григорьевич. – Поэтому для нас это тоже своеобразный вызов. Томский симфонический оркестр играл «Петрушку», но очень давно, и большая часть коллектива была знакома с этим произведением только в качестве слушателей. Произведение требует большого мастерства от каждого артиста. Все учат, все вовлечены, и каждый хочет сыграть достойно.
Купить билет, в том числе по Пушкинской карте, и послушать четыре произведения четырёх юбиляров 2022 года.«Русь, куда ж несёшься ты?» является заключительным концертом
абонемента «Круглая дата» и проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕРФОТО: Из архивов Томской филармонии
Сегодня состоялось интервью с молодым солистом Московской филармонии, лауреатом многих престижных международных конкурсов, пианистом
Филиппом Копачевским (Москва).
Уже сегодня, в 19:00, в Большом концертном зале Филармонии состоится концерт
«РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ?».
Филипп Копачевский вместе с музыкантами Томского симфонического оркестра исполнит Концерт №1 для фортепиано с оркестром Германа
Галынина, чье имя впервые вынесено на афишу Томской филармонии.
Билеты уже в продаже!Стоимость билетов: 300-900 руб.Возрастная категория: 12+Кассы: 20-20-72, 20-20-62Коллективные заявки: 51-44-69Возможны изменения