bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ»
RK_web.jpg


КОНЦЕРТ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ в режиме online на сайте Филармонии
 
pushkin_100x100_03.jpg

24 МАЯ | 19:00 | БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

«РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ». ЩЕДРИН, ГАЛЫНИН, СТРАВИНСКИЙ, ШЕБАЛИН
Концерт в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»

КУПИТЬ БИЛЕТ
 


КОНЦЕРТ АБОНЕМЕНТА № 3 «Круглая дата»

Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Дирижёр - художественный руководитель и главный дирижер Михаил ГРАНОВСКИЙ

Солист:

Лауреат международных конкурсов
Филипп КОПАЧЕВСКИЙ (фортепиано, Москва)

Гоголевский вопрос, вынесенный в название концерта, звучит в каждом произведении, что заявлено в программе. И каждый автор вместе с Томским академическим симфоническим оркестром даст свой ответ.

Автор филармонического абонемента «Круглая дата», художественный руководитель и дирижер Михаил Грановский в итоговом концерте объединил имена четырех русских композиторов – Стравинского, Шебалина, Галынина и Щедрина. Самому старшему – Игорю Стравинскому в июне исполнится 140. Самый младший – Родион Щедрин – 90-летие отпразднует в декабре. Принадлежащие к разным поколениям, они вышли из одной школы – русского композиторского письма, и на каждом их сочинении лежит печать русской культурной традиции. Сами названия говорят за себя: «Петрушка» Стравинского и «Озорные частушки» Щедрина. Откроет концерт Русская увертюра Виссариона Шебалина, который занимал пост ректора Московской филармонии, когда в ней учился Герман Галынин.

Вместе с музыкантами Томского симфонического оркестра загадочную душу птицы-тройки - Руси-России – будет постигать лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский. Он исполнит Концерт №1 для фортепиано с оркестром Германа Галынина, чье имя впервые вынесено на афишу Томской филармонии. За этот концерт композитор удостоился Сталинской премии. Столетний юбилей станет поводом для открытия творчества этого незаслуженно забытого композитора. Выступление известного пианиста поддержано программой Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

В программе:
Шебалин. Русская увертюра
Щедрин. Озорные частушки
Галынин. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Стравинский. Петрушка

«Русь, куда ж несёшься ты?»: на этот вопрос ответит музыка

IMG_7273_web.jpg

Маэстро Михаил Грановский о выборе композиторов и произведений

Мы начинаем серию публикаций о концерте Томского симфонического оркестра «Русь, куда ж несёшься ты?», который состоится 24 мая в Большом концертном зале Филармонии.

«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительный концерт абонемента «Круглая дата», автором которого является художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский.

В первом отделении будут исполнены «Русская увертюра» Виссариона Шебалина и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Германа Галынина, во втором – «Озорные частушки» Родиона Щедрина и «Петрушка» Игоря Стравинского.

Согласно концепции абонемента, все композиторы, чьи произведения прозвучат на концерте – юбиляры 2022 года. В декабре Родион Щедрин отпразднует своё 90-летие, в марте исполнилось 100 лет со дня рождения Германа Галынина, в июне - 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского и 120 лет, как появился на свет Виссарион Шебалин.

Михаил Грановский о своём выборе композиторов и произведений:

– В этой программе есть два абсолютных шедевра, которые в особом представлении не нуждаются – это «Озорные частушки» Родиона Щедрина и «Петрушка» Игоря Стравинского.

Виссарион Шебалин также является очень важной фигурой в истории нашей культуры. Исполнив его «Русскую увертюру», мы, таким образом, отдадим дань памяти этому замечательному композитору, который, кстати, был ректором Московской консерватории в тяжёлые для всей нашей страны военные и послевоенные годы.

В последнее время я достаточно часто прибегаю к исполнению сочинений, связанных с кругом Николая Мясковского. Так вот и Виссарион Шебалин и ещё один композитор нашей программы Герман Галынин были его учениками. Николай Яковлевич – выдающаяся фигура, о которой вспоминают редко, к сожалению. А то, что он сделал, будучи главой московской композиторской школы советского периода, переоценить трудно. Николай Мясковский – и сам блестящий композитор, написавший 27 симфоний, и талантливый педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся композиторов. Я считаю, что его надо вспоминать, надо исполнять и его музыку, и музыку его последователей.

Партию фортепиано в произведении Германа Галанина исполнит известный талантливый пианист Филипп Копачевский (Москва).

Михаил Грановский о выборе пианиста:

Филипп Копачевский – замечательный пианист, один из лидеров своего поколения пианистов, и я очень рад, что он согласился специально для Томска выучить концерт Германа Галынина и уже скоро приедет в Томск радовать нас своим искусством.

Концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Купить билет на концерт и присоединиться к поздравлению выдающихся композиторов с их юбилеями!

Билеты на концерт также доступны к покупке по Пушкинской карте.

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из архивов Томской филармонии
Музыкальное открытие для томского слушателя

Галынин_web.jpg


Сочинение ученика Дмитрия Шостаковича и Николая Мясковского

Герман Галынин рано остался без родителей, рос в детском доме, самостоятельно научился играть на нескольких народных инструментах и фортепиано. Талантливого музыканта сначала зачислили в музыкальное училище, а затем в Московскую консерваторию. Творческий путь Германа Галынина был коротким, но это не помешало ему стать одним из самых ярких композиторов послевоенного времени.

В серии публикаций о концерте «Русь, куда ж несёшься ты?», который состоится 24 мая в Большом концертном зале Филармонии мы поговорим о Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Германа Галынина, который прозвучит в исполнении Томского академического симфонического оркестра под руководством художественного руководителя и главного дирижёра Михаила Грановского и пианиста Филиппа Копачевского (Москва).

«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительный концерт абонемента «Круглая дата». 30 марта 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения Германа Галынина – ученика Дмитрия Шостаковича и Николая Мясковского.

Несмотря на то, что Первый фортепианный концерт является одним из самых известных сочинений Германа Галынина, информацию о том, звучал ли он ранее в Томске, как и другие произведения композитора, найти не удалось, поэтому можно говорить о том, что для широкой публики это точно будет премьера.

– Герману Галынину посвящена одна из глав книги воспоминаний Евгения Светланова (советского и российского дирижёра, композитора, пианиста, публициста. – Прим. автора), – рассказывает Михаил Грановский. – Евгений Светланов пишет о том, что когда он учился в Московской консерватории, то лидером этого поколения был Герман Галынин, что он был настоящим авторитетом для всех, кто тогда учился.

– В этой же главе Евгений Светланов вспоминает о премьере Первого фортепианного концерта, – продолжает Михаил Григорьевич. – Это было в Малом зале Консерватории. И несмотря на то, что в первый раз сочинение прозвучало без оркестра, эта музыка оказала большое воздействие на него и на всех, кто тогда был в зале: все считали, что они присутствуют при рождении серьёзного и важного сочинения.

Купить билет на концерт, в том числе по «Пушкинской карте», и стать свидетелями премьеры значимого произведения в Томске.

Концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из открытых информационных источников

Филипп Копачевский: Концерт Галынина выучил специально для Томска

web.jpg

Молодой солист Московской филармонии, лауреат многих престижных международных конкурсов пианистов Филипп Копачевский (Москва) в Томске был много раз. Выступал и сольно, и в ансамблях, в том числе со своими коллегами по проекту Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны» Александром Раммом, Павлом Милюковым, Иваном Почекиным. В прошлом, 2021 году, пианист впервые работал с Томским академическим симфоническим оркестром, за дирижёрским пультом был художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский, играли редко исполняемый Четвёртый концерт Сергея Рахманинова.

– Я очень рад нашей новой встрече, тем более, что в программе снова будет музыкальная редкость – Концерт для фортепиано с оркестром Германа Галынина – советского композитора, чья музыка сейчас звучит несправедливо мало, – рассказал в преддверии концерта Филипп Копачевский. – Его я играю впервые и выучил специально для Томска.

Этот произведение стало для вас открытием?

– Да, про концерт Галынина я впервые услышал именно в тот момент, когда получил предложение исполнить его в Томске. К своему стыду, раньше я не был знаком с творчеством этого композитора, который, вероятно, был в тени более крупных музыкальных имён того времени – Прокофьева и Шостаковича. Надеюсь, что после Томска будет возможность сыграть этот концерт и в других городах.

Для Томская вы – желанный гость, а вам нравится здесь?

– Каждый приезд в Томск для меня – большое удовольствие и событие, публика всегда встречает очень тепло и восприимчиво реагирует не только на популярную музыку, но и на репертуарные раритеты, что всегда приятно любому исполнителю.

Помогли ли вам факты из биографии композитора в исполнении его произведения – погрузиться, понять, настроиться?

– Познакомиться с биографией композитора всегда полезно музыканту, хотя иногда творчество композитора являлось для него же эскапизмом (побегом от реальности. – Прим. автора). На мой взгляд, это справедливо по отношению к Галынину. Несмотря на тяжёлую судьбу Галынина (детство в детском доме, беспризорничество, психиатрическое расстройство в последствии), в его Концерте очень много света, наивности в хорошем смысле слова. А во второй части возникает любопытная игра свето-тени, мажора-минора, светлого и трагичного.

Вы нередко называете себя человеком настроения и говорите о том, что от вашего настроения зависит исполнение. С каким настроением ожидать вас на томской сцене?

– Для меня каждый концерт – уникален, каждый концерт – событие. На своём опыте я отметил, что пока артист относится к своему выходу на сцену именно так, не позволяя обыденности поглотить вдохновение, то и для публики концерт непременно остаётся запоминающимся. Кроме того, нет ничего интересного в том, чтобы играть одно и то же сочинение одинаково: я всегда стараюсь найти что-то новое, даже в часто исполняемой музыке. В этот раз, как и всегда, надеюсь, привезти в Томск отличное настроение и поделиться им со зрителями!

Филипп Копачевский – специальный гость программы «Русь, куда ж несёшься ты?» абонемента «Круглая дата», концерт проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Купить билет, в том числе, по Пушкинской карте, и совершить своё музыкальное открытие!

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из личного архива Филиппа КОПАЧЕВСКОГО


Филипп Копачевский: «Каждую свободную минуту я провожу с дочерью»

kopachevski_1_web.jpg

В жизни Филиппа Копачевского, молодого солиста Московской филармонии, лауреата многих престижных международных конкурсов пианистов, семья и дружеское общение всегда занимали важное место. В декабре 2021 года музыкант стал папой. И с тех пор каждую свободную минуту он стремится проводить с дочерью.

– Стараюсь не пропустить её детство и новые навыки, – делится пианист. – Более того, за свои 5 месяцев она уже посетила 4 моих концерта, была со мной на гастролях, познакомилась с маэстро Владимиром Спиваковым, полетала на самолёте. И всегда с большим интересом наблюдает за моими руками во время занятий на рояле.

А ещё малышке нравится наблюдать за тем, как папа готовит, а её маме – пробовать новые блюда. Кулинарный талант музыканта также ценят его друзья.

– Я люблю готовить что-нибудь простое, но необычное для своей семьи и друзей, когда они приходят в гости, – рассказывает Филипп Копачевский. – В кулинарии мне всё интересно, особенно стейки, паста, закуски из средиземноморской кухни.

В числе любимых увлечений пианиста, которые также разделяют его жена и друзья – настольные и компьютерные игры.

– Тот же футбол, в который я раньше играл на спортивных площадках, теперь мне гораздо больше нравится на экране телевизора, – говорит Филипп Копачевский.

Исполнительский талант пианиста способен заворожить огромный зал и пробудить в публике самые лучшие чувства.

Купить билет на концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» с участием Филиппа Копачевского, прекрасного исполнителя, одного из лидеров своего поколения пианистов.

«Русь, куда ж несёшься ты?» – заключительная программа абонемента «Круглая дата», которая проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из личного архива Филиппа КОПАЧЕВСКОГО


На концерт в Томске приедет внучка известного композитора


dsc06448_web.jpg

Екатерина Лебеденко – внучка известного композитора Виссариона Шебалина – приедет послушать «Русскую увертюру» своего деда в исполнении Томского академического симфонического оркестра.

Это произведение откроет программу «Русь, куда ж несёшься ты?». Концерт станет финальным мероприятием абонемента «Круглая дата», включающим знаковые произведения композиторов-юбиляров. Юбилей Виссариона Шебалина как раз приходится на 2022 год – в июне исполнится 120 лет со дня его рождения.

Внучка композитора Екатерина Лебеденко многое делает для увековечивания имени своего родственника. И, кстати, этот визит в Томск для неё будет не первым.

– Виссарион Шебалин был педагогом Эдисона Денисова – выдающегося композитора современности, родившегося в Томске, – рассказывает автор абонемента «Круглая дата», художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Грановский. – В 2019 году мы делали крупнейший гала-концерт к юбилею знаменитого томича (в рамках Международного музыкального фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова». – Прим. автора). Узнав о том, что в программе будут не только произведения Эдисона Денисова, но и, в частности, сочинение его педагога, внучка Виссариона Шебалина приехала в Томск. Так мы и познакомились, и с тех пор поддерживаем связь. Я точно знаю, что Екатерина Николаевна снова приедет в Томск на концерт «Русь, куда ж несёшься ты?».

«Русская увертюра» Виссариона Шебалина звучит нечасто, и это делает концерт ещё более ценным и значимым не только для наследников композитора и ценителей его творчества, но и для всех любителей симфонической музыки.

– В прошлый раз, в 2019 году, мы исполняли Концертино для скрипки с оркестром Виссариона Шебалина, после этого мне очень захотелось исполнить что-то ещё из его сочинений, и случай предоставился. – продолжает Михаил Грановский.

Купить билет на концерт, в том числе по «Пушкинской карте», и занять место в зале вместе с внучкой выдающегося композитора.

Концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

DSC04816.jpg DSC04916.jpg
DSC04936.jpg DSC07935.jpg
dsc07373.jpg dsc08310.jpg

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
Фотографии предоставлены Детской музыкальной школой имени В.Я. Шебалина (Москва)


Виссарион Шебалин писал музыку под светом коптящих… помад

x_262ab58c.jpg

Три года назад – после исполнения Концертино для скрипки с оркестром Виссариона Шебалина в Томске – внучка композитора Екатерина Лебеденко подарила книгу о нём художественному руководителю и главному дирижёру Михаилу Грановскому.

В этой книге напечатана удивительная история создания «Русской увертюры», которая прозвучит в Большом концертном зале Томской филармонии 24 мая на концерте «Русь, куда ж несёшься ты?».

– Это произведение было написано в 1941 году во время начавшейся Великой отечественной войны, – рассказывает обладатель книги о Виссарионе Шебалине Михаил Грановский. – В тот момент Виссарион Шебалин находился в эвакуации в Свердловске (с 1991 года – Екатеринбург. – Прим. автора) – вместе со своей женой и её родителями. Оказавшись там, он стал преподавать в Свердловской консерватории. Ему предоставили квартиру на Шарташской улице, где получали комнаты и квартиры артисты театров и другие работники культурной сферы. И тогда – осенью-зимой 1941 года – была очень тяжёлая обстановка, в частности, электроэнергию подавали исключительно с 11 часов вечера до 2-х часов ночи. Что делал Виссарион Шебалин? Он покупал в магазине помаду и жёг её, чтобы был свет. И вот так при свете этих коптилок – причём коптилки получились с прекрасными ароматами – родились «Русская увертюра» и Струнный квартет.

Кстати, после того как композитор ответил на вопрос продавщицы, для чего ему помада, этот товар мгновенно исчез с прилавка, и, возможно, многие другие жители Свердловска сделали свои важные дела благодаря бытовой находке талантливого музыканта.

Купить билет прямо сейчас, в том числе по «Пушкинской карте», и послушать музыку, от которой веет прекрасным ароматом.

Концерт «Русь, куда ж несёшься ты?» является заключительным мероприятием абонемента «Круглая дата» и проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Chebaline8.jpg Chebaline2.jpg

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
Фотографии предоставлены внучкой композитора Марией Лебеденко и из открытых источников


«Озорные частушки» в подарок юбиляру

image-23-05-22-10-38.png
 
Томская филармония готовит подарок ко дню рождения Родиона Щедрина

Родин Щедрин, композитор, который уже при жизни считается классиком отечественной музыки, 16 декабря 2022 года отметит своё 90-летие. И это – прекрасный повод для того, чтобы поздравить юбиляра исполнением его произведения. Более того – для таких событий у Томской филармонии есть специальный абонемент «Круглая дата».

В текущем концертном сезоне этот цикл завершит программа «Русь, куда ж несёшься ты?» Сочинение Родиона Щедрина, которое уже совсем скоро прозвучит на сцене Большого концертного зала Томской филармонии, уже вошло в историю мировой музыки. Речь о Концерте для оркестра № 1 «Озорные частушки».

Несмотря на то, что этому произведению уже почти 60 лет, оно до сих пор звучит свежо, ярко и увлекательно. Всего 8 минут музыки, но зато каких! «Озорные частушки» завораживает своими ритмами и красками.

Концерт для оркестра «Озорные частушки» написан в 1963 году. Это – ранний период творчества Родиона Щедрина. Большую роль в этот период играет фольклор. В основе произведения – синтез традиций фольклора, джаза и академической оркестровой музыки.

– Потрясающее произведение, поражающее композиторской изобретательностью Родина Щедрина, его творческими находками, тому, что он сумел выдумать! – делится впечатлением художественный руководитель и главный дирижёр Томского симфонического оркестра Михаил Грановский.

Мы уже рассказывали о том, что Михаила Грановского и Родиона Щедрина много лет связывает творческая дружба. Михаил Григорьевич всегда с большим удовольствием исполняет музыку Родиона Константиновича, а будучи студентом Хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), выпускником и частым гостем которого является Родион Щедрин, нередко делал это в присутствии автора.

Купить билет прямо сейчас, в том числе по «Пушкинской карте».

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из открытых информационных источников



Томский симфонический оркестр исполнит любимый балет маэстро

image-23-05-22-10-50.png

Во втором отделении концерта «Русь, куда ж несёшься ты?» прозвучат два шедевра мировой музыки, написанных русскими композиторами, один из них – балет «Петрушка» Игоря Стравинского.

Художественный руководитель и главный дирижёр Томского симфонического оркестра Михаил Грановский включил это произведение в абонементный цикл «Круглая дата» как дань уважения и памяти композитору: в 2022 году исполняется 140 лет со дня его рождения.

– Игорь Стравинский – это титан музыки 20 века не только в России, но и в мире, – объясняет свой выбор Михаил Грановский. – Его тройчатка балетов – «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» – вошла в историю мирового балета. Этими произведениями он также вписал своё имя золотыми буквами в историю «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева.

– Если говорить о «Петрушке», то это мой любимый балет, – продолжает маэстро. – Поражает удивительная изобразительность этой музыки, будто ты зримо присутствуешь на праздничных масленичных гуляниях, или следишь за всеми перипетиями сюжета из жизни Петрушки. Я уже дирижировал этим балетом – его первой редакцией 1911 года, написанной для огромного – четверного – состава оркестра. Это было в Новосибирске.

В Томске прозвучит более популярная версия «Петрушки» 1947 года, которая также была написана самим композитором хоть и для меньшего состава, но при этом осталась не менее сложной для исполнения.

– Вообще, наличие в репертуаре «Петрушки» – это определённый знак качества оркестра, – говорит Михаил Григорьевич. – Поэтому для нас это тоже своеобразный вызов. Томский симфонический оркестр играл «Петрушку», но очень давно, и большая часть коллектива была знакома с этим произведением только в качестве слушателей. Произведение требует большого мастерства от каждого артиста. Все учат, все вовлечены, и каждый хочет сыграть достойно.

Купить билет, в том числе по Пушкинской карте, и послушать четыре произведения четырёх юбиляров 2022 года.

«Русь, куда ж несёшься ты?» является заключительным концертом абонемента «Круглая дата» и проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

ТЕКСТ: Ирина ГЮНТЕР
ФОТО: Из архивов Томской филармонии


Сегодня состоялось интервью с молодым солистом Московской филармонии, лауреатом многих престижных международных конкурсов, пианистом Филиппом Копачевским (Москва).

Уже сегодня, в 19:00, в Большом концертном зале Филармонии состоится концерт «РУСЬ, КУДА Ж НЕСЕШЬСЯ ТЫ?». Филипп Копачевский вместе с музыкантами Томского симфонического оркестра исполнит Концерт №1 для фортепиано с оркестром Германа Галынина, чье имя впервые вынесено на афишу Томской филармонии.



Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 300-900 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: 20-20-72, 20-20-62
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения